Кому поплакаться в жилетку? Социологи – о том, как россияне справляются с проблемами и стрессом

Значимость традиционных форматов психологической поддержки слабеет, но весомых альтернатив пока нет.

Кому поплакаться в жилетку? Социологи – о том, как россияне справляются с проблемами и стрессом

Изображение от freepik

Россияне стали больше нуждаться в психологической поддержке и чуть чаще обращаться к психотерапевтам, при этом роль семьи в качестве источника психологической помощи ослабевает, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Поддержка нужна как никогда

Индекс потребности россиян в психологической поддержке на конец 2024 года составил 30 пунктов из 100 возможных. Это на 7 пунктов, или в 1,3 раза, больше показателя 2022 года, тогда как в предшествующие замеры наблюдалось снижение показателя.

Индекс рассчитывается по вопросу: «Как вам кажется, потребность поговорить по душам, «поплакаться в жилетку», получить психологическую поддержку от других людей в этом году стала возникать у вас чаще, чем в прошлом году, или нет?», где вариантам ответа присваиваются следующие коэффициенты: «Чаще, чем в прошлом году» – 1; «Реже, чем в прошлом году» – 0,25; «Ничего не изменилось» – 0,5; «У меня вообще такой потребности не возникает, я справляюсь со своими проблемами самостоятельно» – 0; «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Чем выше индекс, тем выше потребность в психологической помощи.

Индекс потребности в психологической поддержке снижался начиная с 2009 года на фоне адаптации населения к изменениям после кризисов 2008 и 2014 годов, а в 2020-м и 2022-м, несмотря на масштабные стрессы в связи с ковидом и началом спецоперации, был особенно низким, что, по мнению социологов, может быть связано в том числе с «когнитивным замиранием» и попытками людей в ситуации неопределенности справляться с проблемами самостоятельно.

Рост индекса в 2024 году, по мнению ВЦИОМ, может означать возвращение к более «нормальному» состоянию после пережитых кризисов, адаптацию к новым реалиям, наличие накопленного запроса на психологическую помощь, а также быть результатом общественной пропаганды: растет количество контента на тему заботы о ментальном здоровье; открытое обсуждение психологических потребностей, хоть и медленно, становится новой нормой.

Максимальный запрос на психологическую поддержку демонстрирует молодежь (зумеры и младшие миллениалы), выросшая в эпоху большей доступности психологической информации. Индекс в этой группе составляет 39–49 пунктов против 24–25 пунктов в поколении застоя и оттепели, когда акцент делался на стойкость и «сдержанность», а обращение за психологической помощью могло восприниматься как слабость.

По традиции потребность в поддержке выше у женщин, чем у мужчин (38 против 22 пунктов), но у последних, по мнению социологов, это означает не отсутствие проблем, а скорее нежелание о них говорить.

В больших городах, где выше уровень стресса и больше предложений на психотерапевтическом рынке, индекс потребности в психологической поддержке также выше: например, 36 пунктов в Москве и Санкт-Петербурге против 27 на селе. 

Психотерапия пока не для всех

Начиная с 2009 года постепенно растет доля людей, обращающихся за профессиональной психологической помощью, но их по-прежнему меньшинство: 13% в 2024 году против 86% тех, у кого нет такого опыта. На приеме у специалиста с большей вероятностью можно встретить столичных жителей, женщин, молодых россиян и активных интернет-пользователей. 

Россияне, которые обращались к психологам или психотерапевтам, имеют значительно более высокий, чем в среднем по выборке, индекс потребности в психологической помощи: 47–51 пункт. 

У тех, кто обращался к психологам, результат чаще был положительным.

Болит душа – куда бежать?

Главным источником психологической поддержки для россиян остается семья, к которой обращаются за советом или помощью 51% опрошенных, но по сравнению с 2009 годом ее роль в этом качестве заметно ослабла (тогда было 69%). Чаще других искать помощи в семье станут женщины, молодежь, а также россияне старшего возраста из поколения оттепели, реже – граждане с плохим материальным положением.

К друзьям идут 22% россиян (второе место), и это минимум за все время наблюдений. Мужчины ищут поддержки у друзей чаще женщин. У молодежи этот источник поддержки также более популярен, чем в целом по выборке. 

Реже россияне стали упоминать и любимого человека в качестве источника поддержки, но чем моложе опрошенные, тем чаще они готовы обсуждать сложные жизненные ситуации со второй половинкой. 

При этом 29% респондентов сообщили, что не нуждаются в помощи и самостоятельно ищут выход из сложных ситуаций. Мужчины делают такие заявления чаще женщин. Этот ответ также чаще выбирают старшие миллениалы и россияне с плохим материальным положением.

В итоге

«В целом данные указывают на тенденцию ослабления значимости традиционных форматов поддержки (семья, друзья) без появления новых альтернатив. Несмотря на небольшие сдвиги в пользу обращения к профессиональным психологам среди молодежи, культура поиска помощи распространяется ограниченно», – констатирует ВЦИОМ.

Социологи указывают на все еще присутствующие у россиян стереотипы и внутренние барьеры для обращения за профессиональной психологической помощью, в частности исторический и культурный багаж, но видят основания полагать, что новые поколения перешагнут эти барьеры и в будущем поход к психологу станет частью повседневности.

Кто для вас главный источник психологической поддержки? Обращались когда-нибудь к психотерапевту и как оцениваете результат?

0 Комментариев
Сначала популярные
Написать

Мы используем cookie-файлы для улучшения функциональности сайта и вашего взаимодействия с ним. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и изменить настройки своего браузера.